|
Рекомендации для родителей шестиклассников.
Шестиклассники
(дети 11-12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности
и любознательности, возникновением познавательных интересов.
В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки
его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего,
проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы,
возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.
Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита
любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание
также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а
также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром
среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется
всем, что не входит в школьную программу.
Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к
окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное
значение для «подпитки» чувства взрослости.
В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части
учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо
шире и далеко выходят за рамки школьной программы (Дубровина И.В., 1991).
Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.
Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это
пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить
ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл
интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.
МОДА НА
УВЛЕЧЕНИЯ
Специфика
интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают
потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения,
его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется
тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию,
подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что
интересно этой компании (например, какой-либо рок- или панк-группой, ездой на
мотоцикле или направлением в моде).
С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда
какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда
даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.
Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные
интересы - от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны, например,
случаи, когда детская токсикомания возникала вследствие появившейся в школе
моды нюхать различные бытовые химические препараты.
Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если
увлечение носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь
ребенку в его делах.
Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения,
когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный
характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более
старшем возрастах, но наиболее часто - в 11-12 лет.
В ПОИСКАХ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСЫЩЕНИЯ
«Сверхценными»
могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые
мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро
проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и
поддержке группы сверстников они могут приобрести характер длительного
сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные фан-клубы
спортивных команд, музыкантов, актеров и т.п.
Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это
время у подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам,
исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании
сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но, кроме того,
интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны
с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в
эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова
песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.
Известный рок-музыкант Ди Снайдер пишет по этому поводу: «Слушая рок-н-ролл - и
притом громко... я хоть на время находил спасение от неуверенности и сумятицы
чувств» (Снайдер Д. Практическая психология для подростков. М., 1995).
ОТСУТСТВИЕ
ИНТЕРЕСОВ
Подростку
становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано
чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие
интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще - в начале старшего
подросткового возраста.
Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно
велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка.
Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в
отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может
повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса
у школьника.
Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка
кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье
школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты
секций и др.).
Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы:
увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких
интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.
Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как он испытывает вполне
закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с
первым неуспехом (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой
сфере или в самом себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки,
обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается
у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко
поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без
особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие
подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок.
Эти школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.
«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема
интересов в переходном возрасте, - писал Л.С. Выготский. - Все психологические
функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не
автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые
определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами»
(Выготский Л.С., Сочинения, т. 4, с. 6).
ФОРМАЛИЗМ В
УЧЕБЕ
Возрастание интереса
к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к
проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа,
учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап
развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от
взрослых особого к нему внимания.
Знания, которые
учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он
получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному
опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей
действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть
эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему
понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными
понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются
формально.Как отмечает Л.И. Божович, «...бросается в глаза наличие как бы
сосуществования в сознании учеников полученных в школе знаний с теми представлениями
и понятиями, с которыми они приступают к обучению. Основным способом объяснения
остается для них прежнее «донаучное» объяснение... однако формально, «для
учителя», они привлекают и новые знания, которые остаются в их сознании
обособленными, связанными с их прежними представлениями через союз «и»...
Система научных понятий, данная в учебной дисциплине, оказалась для школьника
самостоятельной действительностью, отгороженной от реальных законов природы
плотной стеной школьного знания» (1968, с. 311-312).
Одна из основных причин, как и в первом случае, - низкий уровень развития
познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений
действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.
Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие
познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того,
формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его
повышенной утомляемости.
Анна ПРИХОЖАН,
доктор психологических наук
|
|